Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новониколаевская средняя школа №1 имени А.Н. Левченко»

Новониколаевского района Волгоградской области

403901, Волгоградская область, р.п. Новониколаевский, ул. Народная, д.20

Тел. 8(84444) 6-91-83, E – mail: school_levchenko@mail.ru

 

Проектно-исследовательская деятельность

 

 

                                             Оглавление

Введение………………………………………………………………

2

Изучение влияния почвы на рост и развитие растений…………….

З-5

Заключение…………………………………………………………

5

Список источников информации…………………………………….

5

Приложение…………………………………………………………...

6

Введение

Однажды, играя на школьном городке, мы обратили внимание, что в песке одиноко растет одуванчик. Мы присмотрелись повнимательней и увидели, что вокруг песка очень много одуванчиков, только они, крупнее и имеют более насыщенный зеленый цвет. Придя в класс, мы спросили у нашего учителя: «Почему так бывает?» Чтобы ответить на наш вопрос, она предложила нам провести исследование, почему в песке и в черноземе растение растет и развивается по-разному.

Актуальность этой темы в том, что мы живем в сельской местности и почва является основным источником плодородия, что плодородие земли, ее состав влияет на развитие и рост растений, а растения являются продуктом питания для человека. Результаты этой темы помогут как самим учащимся, так и их родителям повысить урожайность на своих приусадебных участках.

Цель исследования: выявление влияния состава почвы на рост и развитие растений.

Задачи исследования:

• познакомиться с дополнительными источниками о составе почвы, об ячмене и пшенице;

• подготовить почву разного состава (чернозем с песком, чернозем с глиной, чернозем, почвосмесь с минеральными удобрениями);

• посадить семена ячменя и пшеницы в почву разного состава;

• проанализировать влияние состава почвы на рост и развитие пшеницы и ячменя в комнатных условиях, используя данные регулярных замеров;

Практическая значимость. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при проведении классных часов, посадке овощных культур. Время работы: 2 месяца – с 11 ноября 2024 г по 10 января 2025 г. Основными методами исследования являются описательный, метод анализа и сравнения, эксперимент.  При исследовании мы выполнили следующие виды работ: изучали дополнительные источники информации; смешивали чернозем с песком и глиной; посадили пшеницу, ячмень и ухаживали за растениями; делали замеры и записывали результаты в таблицу; фотографировали результаты исследования.

Гипотеза: мы предполагаем, что почв смесь с минеральными удобрениями наиболее благоприятна для роста и развития растений.

Мы думаем, что результаты нашего исследования помогут нам в дальнейшей сельскохозяйственной деятельности.  

                           

Изучение влияния почвы на рост и развитие растений

Почва имеет большое значение для роста и развития растений.  В нашем районе почва является главным богатством в растениеводстве. На всей территории почвенный покров, представляет собой черноземы обыкновенные с разным составом: песок и глина.    Черноземы стали объектом исследования с самого зарождения науки о почве. Научное изучение черноземов началось с В. В. Докучаева, который собрал в экспедиции огромный материал о строении, свойствах, распространении и условиях образования черноземов России. Благоприятное сочетание факторов почвообразования –  мощная корневая система, травянистый покров и перегной сухих листьев и микроорганизмов, равнинный рельеф, благоприятный климат -  позволили сформировать довольно мощный почвенный профиль с довольно мощным гумусовым горизонтом черного цвета, за что и были названы такие почвы -  ЧЕРНОЗЕМЫ. В.В. Докучаев  объединил такие почвы в один почвенный тип и назвал его - черноземы,  название которого  сохранилось  до настоящего времени [nsportal.ruap/ap/drugoe/stroenie-i-znachenie-…].Пшеница - основная продовольственная культура в нашей стране, это важный объект нашего экспорта. Пшеница - главная зерновая культура мира. Основные ее производители - Россия, США, Канада. Она появилась в конце II тысячелетия до н. э. в Средней Азии. В России пшеница является основной злаковой культурой [CoolReferat.com]. Ячмень принадлежит к числу древнейших культурных растений. Как и пшеница, он был окультурен на Востоке не менее 10 тыс. лет назад.  Ячмень был найден в самых древних египетских гробницах и в остатках озёрных свайных построек (то есть, в каменном и бронзовом периодах). В мировом производстве зерна ячмень занимает четвертое место после пшеницы, риса и кукурузы. Среди яровых хлебов первой группы яровой ячмень обеспечивает наивысшие и стабильные урожаи [miragro.comyarovoi-istoriya.yachmenya.html].                                                                Значение этих культур в жизни человека очень  велико и разнообразно.  Пшеница занимает первое место среди хлебных злаков. Из муки пшеницы вырабатывают манную крупу и макаронные изделия, а муку используют в хлебопечении.   Хлеб – наше бесценное богатство. Зерна ячменя, как и зерна пшеницы идут на корм животным. В нашем районе сажают озимую пшеницы. Её сеют осенью. Пшеница кустится и перезимовывает под снегом. Весной ей необходимо много влаги. Пшеница боится высоких температур. Любит почвы с минеральными удобрениями и чернозем. Ячмень - наиболее скороспелая культура среди зерновых хлебов. Требования ячменя к теплу невысоки. Ячмень в начале весны быстро восстанавливает рост и переходит в трубку, причем холодостойкость его в это время значительно уменьшается. Высокие температуры ячмень переносит достаточно хорошо, благодаря чему культура его заходит далеко на юг. К влаге ячмень также менее требователен пшеница. Он лучше переносит и засуху. Как скороспелая культура, ячмень. Ячмень хорошо растет на различных почвах [andirzyanova.uo86.ru›].

В проведении эксперимента нам помогала наша учительница. Мы вместе смешивали чернозем с песком и глиной, прочитали в дополнительных источниках информации [CoolReferat.com›, kak.znate.rudocs/index-32638.html],  как правильно посадить ячмень и пшеницу  и ухаживать за ними. Мы сами сажали, поливала растение и наблюдала за каждым этапом их развития, заносили результаты в таблицу. 11 ноября мы смешали чернозем с песком и глиной, взяли чистый чернозем и купили почвосмесь с минеральными удобрениями. (Затем взяли ячмень и пшеницу, и посадили на глубину 3,5 сантиметра, как было написано  в дополнительных источниках информации [CoolReferat.com›, kak.znate.rudocs/index-32638.html], по 10 семян в каждый горшок.  Все горшки с растениями находились в одинаковых условиях (полив, свет, рыхление почвы). Пятнадцатого ноября появились первые ростки из земли. Они были нежно-зеленого цвета и едва торчал из земли. Здесь мы сразу заметили, что из почвы с глиной взошло всего 5 ростков. Один раз в неделю мы делали замеры растений и записывали их в таблицу. Так, например, 22 ноября рост растений в почве с песком составил 8 см., с глиной 5 см, чернозем 10 см, почвосмесь с минеральными удобрениями 11 см. Мы увидели, что в почве с глиной растения отстают в росте и имеют бледно зеленый цвет, а в почвосмеси с минеральными удобрениями растения в росте опережают и имеют насыщенный зеленый цвет. Делая замеры, мы выяснили, что растения за одну неделю вырастают на 2 – 3 см. Последние замеры мы сделали 10 января, т. к. растения стали увядать и сохнуть, поскольку им нужен свежий воздух, а не комнатные условия, замеры показали, что рост ячменя и пшеницы в почве с глиной составил 30см, в почве с песком 36, в черноземе 37, а в почвесмеси с минеральными удобрениями составил 39 см, при этом рост и развитие ячменя и пшеницы, как двух злаковых культурах, друг от друга ничем ни отличался.

Наша гипотеза подтвердилась: почвосмесь с минеральными удобрениями наиболее благоприятна для роста и развития растений. 

 

Заключение


        В результате исследования было выявлено, что состав почвы влияет на рост и развитие растений. Наблюдения показали, что пшеница и ячмень лучше всходят, растут и развиваются в почвосмеси с минеральными удобрениями и черноземе. Растения имеют яркий зеленый цвет и толстый, мощный стебель. Плохие всходы, бледно-зеленый цвет, тонкие и слабые стебли показали растения, посаженные в чернозем, смешанный с песком и глиной.

Делая замеры, мы выяснили, что растения за одну неделю в почвосмеси с минеральными удобрениями и черноземе вырастали на 2 – 3 см., а в черноземе, смешанном с песком и глиной, на 1 – 2 см. Также мы обратили внимание, на то, что окружающая среда оказывает влияние на формирование растений, их рост и развитие.

       Материалы и результаты исследования могут быть использованы при проведении классных часов, посадке овощных культур.

        Для себя мы сделали такие выводы:

·                  чтобы собрать хороший урожай ячменя и пшеницы, нужно в почву внести минеральные удобрения;

·                 поливать и рыхлить землю;

·                 культурные растения в комнатных условиях не могут долго расти и давать плоды;

·                 пшеница и ячмень растут одинаково независимо от состава почвы.

                                              Список источников информации

 

1.                CoolReferat.com

2.                kak.znate.rudocs/index-32638.html  

3.                  nsportal.ruap/ap/drugoe/stroenie-i-znachenie-…

Приложение

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 09.10.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»